Мы используем файлы cookie для персонализации сервисов и повышения удобства пользования сайтом. Если вы не хотите использовать cookie, измените настройки браузера
ОК
Как разработать эффективное тестовое задание
День 7
Продолжим тему подготовки тестового задания — рассмотрим алгоритм его разработки.
Давайте вспомним, для каких же учебных целей и задач используются тесты.
Каждую из этих задач наиболее эффективно решают задания определенного типа. Разнообразие и специфику этих типов мы сейчас и рассмотрим.

Типы тестовых заданий

Тестовые задания классифицируются на два вида:

  • закрытого типа
  • открытого типа

Различие заключается в том, что задания закрытого типа уже содержат в себе варианты ответа: слушатель выбирает верный или выполняет другие действия с представленными элементами. Открытый тип подразумевает самостоятельное введение краткого или развернутого ответа.

Вторым отличием является способ проверки. Задания закрытого типа проверяются системой автоматически. Задания открытого типа проверяются экспертом или другим обучающимся (peer-to-peer — задание на взаимопроверку), за исключением заданий на дополнение — «введите строку» и «введите число», где верный ответ проверяет система.

Также задания делятся на типы в зависимости от используемой механики. Количество этих типов определяется возможностями LMS.

Примеры:

  • выбор одного ответа
  • выбор нескольких вариантов ответа
  • ввод строки
  • ввод числа
  • выпадающий список в тексте
  • лента времени
  • подстановка слов в пропуски в тексте
  • распределение элементов по группам
  • упорядочивание элементов
  • установление соответствия

Выбор механики тестового задания зависит от следующих факторов:

  • учебных целей и задач (отработать, закрепить, проверить понимание, оценить уровень освоения)
  • организационно-технических условий (онлайн/смешанное обучение, индивидуальная/групповая работа)
  • типа оценивания (формирующее, констатирующее)

Для измерения знаний обучающихся лучше всего подходят следующие форматы:

  • выбор одного ответа
  • выбор нескольких вариантов ответа
  • распределение элементов по группам

Для отработки и закрепления новых знаний лучше всего подходят:

  • установление соответствия
  • упорядочивание элементов
  • лента времени
  • выпадающий список в тексте
  • подстановка слов в пропуски в тексте
  • открытый ответ
  • ввод числа
  • ввод строки

Мы подготовили для вас удобный алгоритм разработки тестов и тестовых заданий.
Критерии оценки качества тестовых заданий

Следующий этап — анализ результатов тестирования и, при необходимости, корректировка тестов.
Чтобы понять, требуется ли вносить изменения в тест, необходимо изучить его результаты.

В тестологии существует множество критериев, по которым оценивается качество тестов. Чаще всего оценивают валидность, надежность и дифференцирующую способность тестов.

Валидность (от англ. valid — действительный, пригодный, действенный) отражает обоснованность заданий в тесте, значимость результатов выполнения этих заданий, соответствие заданий учебным целям. Валидность является показателем меры соответствия конкретного теста как контрольно-измерительного инструмента цели контроля учебных достижений.

К причинам, негативно влияющим на валидность теста, можно отнести:

  • несоответствие содержания тестовых заданий заявленной теме теста
  • несоответствие форм представления контрольного материала его содержанию
  • неудачно выбранные условия проведения тестирования
  • наличие в тесте заданий неудовлетворительного качества
  • неправильное определение объема теста и т. п.

Надежность теста считается одним из важнейших критериев качества, характеризующих его устойчивость к воздействию случайных факторов. Повысить надежность поможет стандартизация условий тестирования: одинаковые инструкции, формулировки заданий, время выполнения и правила оценивания.

На практике используются три основных метода оценки надежности теста:

  • повторное тестирование
  • параллельное тестирование
  • расщепление теста на части

Дифференцирующая способность (дискриминативность) показывает, насколько задания теста могут отличить сильного обучающегося от слабого по уровню знаний. Если все или большинство обучающихся дают на тестовое задание один и тот же ответ, то это задание не обладает дифференцирующей способностью.

Выявить возможные причины, повлиявшие на результаты тестирования, помогут следующие вопросы к обучающимся (можно разместить в анкете обратной связи):

«Вы уже изучали то, что спрашивалось в тестовых заданиях?»
«Количество заданий в тесте было достаточным / недостаточным / излишним?»
«Задания в тесте были приемлемого уровня сложности / слишком простыми / слишком сложными»
«Формулировки заданий понятны, не имеют двойного толкования / сложные для понимания, приходится перечитывать, уточнять»
«Из заданий было понятно, что нужно делать / не было понимания, что и как нужно делать»
«Верные ответы были очевидны / варианты ответов вызывали сомнения, отвлекали от верного ответа»

С учетом специфики учебного материала, самих заданий или условий прохождения теста можно изменять или дополнять перечень вопросов к обучающимся. Главное — определить реальные проблемы, которые затрудняют процесс тестирования и негативно влияют на его качество, и те метрики, о которых мы писали выше.

Разрабатывая тестовые задания и тесты, помните об учебных задачах, которые вы с их помощью планируете решить, сопоставляйте с образовательными результатами и учитывайте особенности обучающихся: возраст, уровень подготовки, условия, в которых они будут выполнять задания.

Практика показывает, что тесты и тестовые задания, разработанные до или параллельно с проектированием учебной темы или её раздела, имеют более высокие показатели эффективности по сравнению с тестами и заданиями, разработанными по уже готовым учебным материалам. Измерительные материалы, созданные с опорой на образовательные результаты, помогают избежать пробелов или избыточности в учебном контенте.
Готовы двигаться дальше? В следующей статье разберем ещё одну важную тему.
Экспертного контента накопилось на целый курс, но не знаете, как это все упаковать и превратить в полноценный образовательный продукт? Обратитесь к экспертам Grammarcase