Мы используем файлы cookie для персонализации сервисов и повышения удобства пользования сайтом. Если вы не хотите использовать cookie, измените настройки браузера
ОК
Структурные составляющие тестового задания
День 3
Тестовое задание — это учебная ситуация, в которой обучаемый должен выбрать вариант ответа, дать собственный ответ, или выполнить необходимые действия с материалом.

Тестовые задания используются как составляющие теста или как самостоятельные единицы. Как самостоятельная единица, тестовое задание может быть использовано для различных учебных целей: обучение, измерение и контроль, самостоятельная деятельность ученика.

Какие же особенности необходимо учитывать, чтобы разработать эффективное тестовое задание?

Тестовое задание состоит из следующих частей:

  1. Текст вопроса
  2. Инструкция
  3. Варианты ответов:
  • дистрактор 1
  • дистрактор 2
  • дистрактор 3
  • правильный ответ

Давайте рассмотрим каждую часть подробнее.
Teкст вопроса

Текст вопроса — это содержательное наполнение задания. Формулировка текста вопроса зависит от характера учебного материала и учебной задачи тестового задания.

Общие требования к тексту вопроса:

  • содержит одну идею / проблему / мысль
  • соответствует содержанию учебного материала
  • одинаково понятен всем ученикам
  • однозначно интерпретируется (имеет однозначное толкование)
  • не основан на субъективном восприятии (для тестовых заданий закрытого типа; пример: «Как ты думаешь?»)
  • согласован с вариантами ответа
  • не содержит прямых подсказок / указаний на верный ответ (исключения — задания на проверку способности понимать ответ из текста вопроса)
  • содержит контекст, близкий и понятный ученику (примеры: соответствует возрасту, типу класса, территориальным и региональным особенностям)
Текст вопроса, в свою очередь, тоже имеет свою структуру.
Указанные части текста вопроса не являются его обязательными составляющими, а используются в соответствии с особенностями материала, учебной ситуации, самих учеников.
Инструкция

Инструкция — это описание способа и условий выполнения задания.

Общие требования к инструкциям:
  • стандартизированы (не меняются от теста к тесту)
  • содержат знакомые ученикам термины и формулировки
  • содержат точные указания на то, как ученик должен выполнить задание

Примеры формулировок

«Вместо многоточия впишите пропущенные слова:»
«Расположите в правильной последовательности»
«Допишите предложение».
«Впишите пропущенное слово (впишите ответ в отведенное место). Одному пропуску соответствует только одно слово».
«Вместо многоточия впишите нужную цифру».
«Распределите элементы по группам».

В инструкцию, помимо прямого указания на то, что должно быть сделано, можно добавить алгоритм действий, который нужно выполнить обучающимся.
Варианты ответов

Общие требования к вариантам ответов:

  • имеют схожий объем
  • имеют четкую и краткую формулировку
  • имеют схожую грамматическую и лексическую структуру
  • отражают один аспект вопроса

Дистракторы (от англ. to distract — отвлекать) — добавленные в тестовое задание варианты ответа, не являющиеся правильными.

Требования к дистракторам:

  • формулируются с учетом типичных ошибок, допускаемых учениками
  • отвлекают ученика от верного ответа, вызывают сомнения
  • не принципиальным образом отличаются от верного ответа или потенциально могут быть верным ответов
В большинстве случаев неэффективными являются следующие формулировки верных ответов: «всегда», «никогда», «все вышеперечисленное», «ничего из вышеперечисленного», так как эти слова воспринимаются как подсказка при выборе верного ответа.

Бинарные ответы типа «да» и «нет» будут иметь обучающую ценность, если их дополнить пояснениями.
Готовы двигаться дальше? Открывайте завтра следующий номер Адвент-календаря
Экспертного контента накопилось на целый курс, но не знаете, как это все упаковать и превратить в полноценный образовательный продукт? Обратитесь к экспертам Grammarcase