Мы используем файлы cookie для персонализации сервисов и повышения удобства пользования сайтом. Если вы не хотите использовать cookie, измените настройки браузера
ОК
Как эффективно организовать учебный контент
День 14
После того, как вы решите, как будет проходить обучение, необходимо будет найти ответ на следующий вопрос: по какой логике выстраивать содержание учебной программы. Выбранная логика будет определять, какой материал по уровню сложности, объему и типу и в какой последовательности будут изучать ваши студенты.

Давайте рассмотрим несколько подходов к управлению содержанием (curriculum sequences).
От целого к частному

Сначала слушатели изучают целостный объект / всю систему, а затем части этой системы. Эту логику применяют в тех случаях, когда важно сначала показать слушателям общую картинку (big picture), а уже затем разобрать детали.

Важно, чтобы студенты, изучая детали, держали в голове полную картину всей системы. С этой задачей успешно справляются активности, обычно используемые на уровне «анализа» по Блуму: дискуссии, кейс-стади, дебаты, обсуждения.
От частного к целому

Слушатели начинают с изучения малых частей целого объекта, а формирование общей картины происходит только в конце обучения. Эта логика чаще всего используется в профессиональном обучении, где конечный продукт (пример: веб-сайт) разбивается на несколько подзадач (дизайн, верстка, текст). Каждая из подзадач изучается отдельно, а затем складывается в одно финальное задание.

Для такой организации контента необходимы дополнительные ресурсы.

  • Время слушателя (выполнение практических заданий)
  • Время эксперта (проверка заданий, обратная связь)
От известного к новому

Обучение начинается с информации, знакомой студентам (возможно, по опыту работы), затем постепенно вводится новая информация. Эта логика особенно эффективна в обучении взрослых, также подходит для синхронизации опыта в учебной группе (помогает убедиться, что «известная» информация действительно известна всем).

Подобная логика учебной программы подходит для слушателей, которые по разным причинам испытывают сложности с изучением / освоением всего нового. Изучение частично известного материала в начале создает ощущение успеха в обучении, снижает стресс и негативные реакции.
От нового к известному

Программы, разработанные подобным образом, начинаются с изучения абсолютно нового, ранее неизвестного материала, что является вызовом и безусловным выходом из зоны комфорта. В программах, созданных по этой логике, важно создавать безопасную среду обучения, в которой студентам будет комфортно усваивать этот радикально новый для них материал.
Шаг за шагом

Студенты обучаются по этапам работы (психомоторные навыки) или по серии когнитивных процессов (знания) с целью овладения навыком, последовательно проходя все уровни усвоения. Эта логика подходит для программ, предусматривающих освоение навыков и знаний, которые являются дискретными и последовательными (управление машиной, кассой, управление транзакциями).

Самым сложным в проектировании такого обучения является необходимость видеть путь глазами новичка и подбирать дискретность шагов, релевантную новичку.
Поступательно от одной части к другой

Студенты проходят каждую часть по спирали: от фундаментального (базового) уровня к сложному. Эта логика подходит для программ, предусматривающих освоение навыков и знаний, которые формируются постепенно. Например, навыки чтения, производственные навыки и пр.

Ограничением такой организации учебного контента служит то, что для перехода от одной части к другой необходимо, чтобы уровень знаний и навыков обучающихся более-менее выровнялся, что встречается довольно редко (исключение: гомогенные группы).

От общего к специфике

Слушатели изучают основополагающие общие темы или процессы, а затем расходятся на этапе обучения специфике: получают углубленные навыки в определенной области.

Такая организация подойдет для изучения общих тем с возможностью настроить специфическое углубление под интересы обучающегося. Например, в начале общее изучение темы современного образования, а затем уход в специфику: инклюзия в образовании, управление образованием, навыки преподавателя XXI века и так далее.
Хронологический

Контент организован по временным отрезкам, по порядку произошедших событий — от прошлого к настоящему. Подходит для хорошо структурированных предметных областей (экономика, политика).

В таком подходе важно использовать различные артефакты: визуализация, проекты по темам, эссе об эпохе, театральная сценка про определенный период или персонажей — всё, что поможет обучающимся сформировать и запомнить хронологию и избежать информационной перегрузки.
Тематический

Студенты погружаются в суть проблемы по теме (например, кризис с Эболой) в качестве стартовой точки обучения. Впоследствии они изучают разные и не всегда напрямую связанные между собою аспекты проблемы (от той же истории до аналогий, схожих тем или трендов будущего).

Такая организация содержания похожа на проблемный подход в выстраивании опыта обучения. Но учитывайте, что неподготовленным слушателям бывает сложно охватить всю многогранность проблемы и сразу построить взаимосвязи между разными аспектами учебного контента.

Готовы двигаться дальше? Открывайте завтра следующий номер Адвент-календаря.
Экспертного контента накопилось на целый курс, но не знаете, как это все упаковать и превратить в полноценный образовательный продукт? Обратитесь к экспертам Grammarcase