Мы используем файлы cookie для персонализации сервисов и повышения удобства пользования сайтом. Если вы не хотите использовать cookie, измените настройки браузера
ОК
Как правильно давать обратную связь студентам
День 13
Обратная связь играет одну из ключевых ролей в процессе обучения и напрямую влияет на результаты студентов. Своевременный фидбэк от преподавателя: комментарий по выполненным заданиям или ответ на заданный вопрос — позволяет ученикам понять, в правильном ли направлении они двигаются, и при необходимости скорректировать свои действия.

Это особенно важно, когда речь идет об онлайн-обучении: ограниченность живого общения между студентами и наставником является одним из основных недостатков. Как правило, ученики самостоятельно изучают теоретический материал и затем выполняют автоматизированные упражнения. Если у них возникают вопросы к преподавателю, которые долгое время остаются без ответа или разъяснения, это может не только повлиять на снижение мотивации, но и сформировать абсолютно неверное понимание учебного материала.

Таким образом, построение эффективной системы коммуникации, способной обеспечить объективную обратную связь между всеми участниками процесса обучения, напрямую влияет на усвоение знаний и, в конечном итоге, на достижение образовательных целей учебной программы.
Как сформулировать конструктивную обратную связь

Конструктивная обратная связь должна включать в себя ответы на 3 основных вопроса, которые сформулировали Дж. Хитти и Х. Тимперли в статье «Сила обратной связи. Обзор исследований в области образования».

  1. Куда я иду? (Цель обучения — долгосрочное планирование)
  2. Как у меня дела? (Результаты ученика и его ошибки — текущее состояние дел)
  3. Куда дальше? (Какие шаги нужно предпринимать для дальнейшего прогресса — немедленные действия)
Как видно из примера, представленного в таблице, конструктивный комментарий преподавателя является своеобразным толчком и мотивирует обучающегося к дальнейшему прогрессу, даже если в моменте у него что-то не получается. В то же время обесценивающий фидбэк вызывает чувство разочарования.
6 основных принципов конструктивной обратной связи

Следуя этим принципам, вы сможете сформулировать комментарий таким образом, чтобы обучающиеся правильно и адекватно его восприняли.

Обратная связь должна быть персонализированной

Конечно, проще всего сказать что-нибудь шаблонное вроде «Вы хорошо выполнили задание». Но это вряд ли даст нужный эффект. Студенту важно почувствовать, что сообщение адресовано именно ему: в комментарии подчеркиваются его достижения и / или недостатки, указываются конкретные шаги для достижения результатов обучения. Получив такую обратную связь, он с большей вероятностью прислушается к вашим рекомендациям.

Пример: «В задании у вас хорошо получилось раскрыть тему … Особенно в той части, которая касается …. Вы молодец, продолжайте в том же духе».

Обратная связь должна быть объективной

Стремитесь оценивать конкретные действия студента, а не выражать личную оценку этих действий. Субъективность и эмоциональность скорее вызовут отторжение, чем помогут исправить допущенные в процессе обучения ошибки.
Обратная связь должна быть развернутой

Важно подробно объяснить причину, почему тот или иной ответ считается правильным или неправильным. Да, это займет немало времени. Зато так вы поможете студенту понять и исправить свою ошибку, а значит, лучше закрепить полученные знания.

Пример: «Ваш ответ в задании неверный, т.к. … Обратите внимание на …, чтобы понять, как в данном случае получить правильные результаты».

Обратная связь должна быть своевременной

Обратную связь нужно давать в тот момент, когда она необходима студенту. Тогда он поймёт, что можно скорректировать в своей работе, и отработает развиваемые навыки. Если же ответ поступит в тот момент, когда студент уже «выпал» из задачи, то он, скорее всего, не обратит внимания на ваш комментарий.

Обратная связь должна мотивировать

Постарайтесь делать акцент на положительных моментах в работе студента, мотивировать его продолжать учиться, даже если он допускает ошибки. А если студент хорошо справился с заданием, похвалите его результат. В следующий раз он будет заниматься еще усерднее.

Пример: «В своей работе вы допустили несколько ошибок. Попробуйте еще раз, я уверен, у вас все получится»

Обратная связь должна касаться одной проблемы / ситуации

Не смешивайте в одном комментарии рекомендации по разным вопросам, это только запутает человека. Ваши сообщения должны быть короткими и емкими, посвященными конкретной ошибке и указаниям, как исправить.
Как правильно критиковать

Чтобы приведенные принципы конструктивной обратной связи работали на практике, воспользуйтесь знаменитым правилом сэндвича.
Начинайте обращение следует с позитивных моментов. Расскажите, что в работе получилось хорошо. Такой прием сделает человека открытым к восприятию последующей критики. Далее уточните, что следует исправить или доработать. Завершите фидбэк снова общей позитивной информацией.

Пример: «Михаил, очень хорошо, что вы выполнили все упражнения в срок. Пожалуйста, уточните ответы в упражнениях 4 и 6. Более подробно осветите вопрос …, а также …, для того чтобы …. Жду вашего ответа. Уверен, что вы со всем справитесь».

Готовы двигаться дальше? Открывайте завтра следующий номер Адвент-календаря.
Экспертного контента накопилось на целый курс, но не знаете, как это все упаковать и превратить в полноценный образовательный продукт? Обратитесь к экспертам Grammarcase