Мы используем файлы cookie для персонализации сервисов и повышения удобства пользования сайтом. Если вы не хотите использовать cookie, измените настройки браузера
ОК
Разработка курсов немецкого языка А1 и А2 на платформе Grammarcase: опыт Института этнокультурного образования
День 12. Спецвыпуск
В рамках проекта «Социально-культурных программ в пользу российских немцев — Брайтенарбайт» в 2005 году было издано учебное пособие «Hallo Nachbarn! neu», (переработанное издание учебника «Hallo Nachbarn!», 1999 года). Данный учебник используется в рамках клубов любителей немецкого языка в центрах встреч российских немцев на всей территории РФ и в странах СНГ.

Для повышения доступности изучения немецкого языка и сохранения культуры и этнической идентичности российских немцев Институт этнокультурного образования реализовал проект дистанционных курсов на базе учебного пособия «Hallo Nachbarn! neu» при финансовой поддержке Министерства внутренних дел Германии.
Преимущества дистанционного формата обучения

Дистанционный формат обучения базируется на использовании цифровых технологий, позволяющих вести учебный процесс без прямого участия преподавателя. Это в свою очередь способствует развитию навыков самостоятельного поиска, выбора и применения информации.

Кроме того, дистанционный формат позволяет сделать изучение немецкого языка доступным для жителей регионов, в которых нет клубов немецкого языка и центров встреч российских немцев, открыть дополнительные места для тех, кому не хватило мест в очных группах, а также дает возможность обучающимся получить знания от преподавателей ведущих вузов Москвы, заниматься в удобное время и в своем темпе.
Уникальность и структура курсов

Курсы по немецкому языку разрабатывались с учетом специфики предмета. В отличие от курсов по основам наук, предполагающих по итогу прохождения обладание тем или иным знанием, курсы по иностранному языку нацелены на обучение речевой деятельности. В результате прохождения курса ученик должен научиться читать и писать, воспринимать язык на слух и воспроизводить его в речи.

Каждый мультимедийный курс состоит из 9 учебных модулей (по 9 уроков каждый, всего 81 урок). Уроки имеют схожую структуру и включают в себя несколько разделов.

  • Фонетика
  • Грамматика
  • Лексика
  • Аудирование
  • Говорение
  • Чтение
  • Этнокультурный компонент

Каждый мультимедийный курс включает в себя фонетический аспект и этнокультурный компонент, в связи с чем является уникальным среди всех существующих дистанционных курсов по немецкому языку.
Фонетический курс является авторской разработкой кандидата филологических наук, доцента кафедры фонетики Московского государственного лингвистического университета Калашниковой Елены Александровны и кандидата филологических наук, переводчика-синхрониста и преподавателя немецкой вокальной фонетики в Молодежной оперной программе Большого театра России Матвеева Романа Алексеевича.
Этнокультурный компонент представляет собой особую часть курса. Упражнения с этнокультурными материалами вплетены во все разделы учебного материала и во время выполнения упражнений позволяют слушателям познакомиться с историей, культурой и традициями российских немцев, структурой самоорганизации российских немцев, деятельностью культурно-деловых центров, российско-немецких домов и центров встреч во всех регионах России.

В качестве основы для дополнительных заданий были использованы материалы Сборника этнокультурных материалов к учебнику «Hallo Nachbarn! neu» (автор-составитель Козлова Н.Г.).
Форматы учебных материалов

В курсе существует несколько форматов учебных материалов.

  • Видеолекция
  • Аудиолекция
  • Анимированная презентация
  • Интерактивные лексико-грамматические упражнения

Возможность практики речи реализована в нескольких форматах.

Самоконтроль

Ученик записывает аудио, повторяя за диктором слова / словосочетания / предложения, которые были употреблены в упражнениях по лексике и грамматике, что дает возможность сравнения собственного говорения с говорением диктора.
Распознавание речи

Некоторые упражнения по грамматике и лексике оснащены функцией распознавания речи: ученик диктует устно ответ в упражнении, а ответ автоматически появляется на экране в письменном виде. Функция впечатывания без говорения при этом отключена.
Открытое задание

Обучающиеся отправляют на проверку преподавателю открытые задания в письменной и в устной форме. Большая часть открытых заданий предполагает аудиозапись текста, составленного учеником на основе пройденного материала урока. Таким образом осуществляется единовременный контроль прогресса ученика по лексике, грамматике и фонетике.
Видеодиалоги

Ученики работают с предзаписанными видеофрагментами, выстроенными по определенной логике. После каждого фрагмента видео предлагаются варианты ответа. Ответ записывается с помощью функции распознавания речи. Система распознает ответ и согласно сценарию предлагает следующий видеофрагмент.
Все темы представлены в формате аудио- и видеолекций, после которых следуют лексико-грамматические упражнения на отработку и закрепление полученных навыков.

Лексико-грамматические упражнения реализованы в нескольких форматах.

  • Впечатывание правильного ответа в одну или несколько ячеек в тексте упражнения
  • Выбор правильного ответа из выпадающего списка
  • Сопоставление, группирование слов по признакам (по артиклям, смыслу, части речи и т. д.)
  • Восстановление порядка следования элементов текста
  • Перетаскивание правильных ответов, представленных отдельными плашками, в текст с пропусками
  • Исправление ошибок в предложениях / текстах
  • Говорение
  • Аудирование
Дополнительные возможности для преподавателя и обучающихся

В системе предусмотрен словарь, составленный на базе пройденного материала, с функцией отработки и изучения лексики, которая встречалась в уроке. Также у обучающихся есть доступ к онлайн-словарям для перевода незнакомых слов или добавления в словарь на отработку.

Каждый модуль курса завершается тестированием. В том случае, если ученик проходит все уроки модуля успешно, он может приступать к изучению следующего модуля. В конце курса предусмотрено итоговое тестирование, в котором выставлен минимальный порог прохождения, время и количество попыток.

Преподаватель имеет возможность формировать различные виды отчетов для мониторинга и подведения итогов о прохождении всех этапов обучения.

Для общения с группой преподаватель может использовать внутренний чат. Ученики тоже могут создавать диалоги как для общения друг с другом, так и для взаимодействия с преподавателем. В результате получается новый вид сообщества в самоорганизации российских немцев в виртуальном формате.
Готовы двигаться дальше? В следующей статье разберем ещё одну важную тему.
Экспертного контента накопилось на целый курс, но не знаете, как это все упаковать и превратить в полноценный образовательный продукт? Обратитесь к экспертам Grammarcase