Мы используем файлы cookie для персонализации сервисов и повышения удобства пользования сайтом. Если вы не хотите использовать cookie, измените настройки браузера
ОК
3 популярных алгоритма проектирования
образовательного продукта
День 10
Алгоритм проектирования — это спланированная последовательность шагов в процессе разработки образовательного продукта. С помощью алгоритма проектирования вы сможете грамотно распределить ресурсы и задачи внутри команды производства и выстроить эффективный рабочий процесс.

Давайте рассмотрим три популярных алгоритма: ADDIE, SAM и ASSURE.
ADDIE
Алгоритм ADDIE был разработан в середине 1970-х годов для проектирования программ обучения армии США. Позже эта модель проектирования перекочевала в сферу гражданского образования.

ADDIE — аббревиатура, которая расшифровывается следующим образом.

(А) Analysis — анализ
(D) Design — дизайн
(D) Development — разработка
(I) Implementation — внедрение
(E) Evaluation — анализ результатов

Попробуем структурировать процесс разработки программы ПОО по алгоритму ADDIE — составим вопросы, которые команда курса должна задавать себе на каждом этапе работы.

Анализ — этап оценки текущей ситуации и постановки целей.

  • Чему и зачем хотят обучиться наши будущие студенты?
  • Что нам потребуется, чтобы привести студентов из точки, А в точку Б (специалисты, техническое оснащение, бюджеты и т. п.)? Какие ресурсы есть, а чего не хватает?
  • Кто уже делает похожие программы? В чём будет наше отличие?

Дизайн — этап проектирования.

  • Что будет уметь делать наш студент после окончания курса?
  • Какие педагогические модели нам помогут выстроить путь к этой цели?
  • Как мы будем проверять усвояемость материала?
  • Как организуем систему мотивации студентов, чтобы они не расстраивались из-за неудач и не теряли интерес к курсу на сложных темах?
  • Из каких модулей будет состоять наш курс, а модули — из каких уроков?
  • Как студенты будут общаться между собой и с экспертом?

Разработка — этап активного созидания.

  • Готовы ли у нас все презентации / методички / рабочие тетради, которые мы запланировали?
  • Сформирована ли первая группа студентов, все ли предупреждены?
  • Укомплектованы ли личные кабинеты на онлайн-платформе, забронированы ли очные аудитории?

Внедрение — этап реализации программы.

На этом этапе нужно проверить, всё ли происходит так, как мы запланировали на старте?

Анализ результатов — этап рефлексии.

  • Достигнута ли образовательная цель курса?
  • Что было неудобно / непонятно студентам и как это исправить?
  • Чем мы гордимся, что получилось великолепно?
  • Какие ресурсы потребуются для улучшения и масштабирования курса?
SAM
Аббревиатура расшифровывается как Successive Approximation Model (последовательная модель приближения).

SAM — это цикличная модель проектирования, основанная на гибкой методологии разработки. Суть модели в том, что процесс проектирования представляет собой последовательность коротких и быстрых итераций продолжительностью 1−2 недели. В результате каждой получается готовая версия продукта, с последующим циклом всё более проработанная.

Исследование

Этап сбора и анализа информации и ресурсов, актуальных на момент старта разработки.

  • Кто наши студенты?
  • Чего хочет заказчик?
  • Какая теоретическая и нормативная база у нас имеется?

Savvy Start

Установочный этап с коллективным брейнштормом, скетчингом программы в тесном сотрудничестве с заказчиком обучения, формулировкой основополагающих принципов и характеристик программы.

В каких рамках будет проходить проектирование?

Первая сборка базовой программы

Этап прототипирования, быстрой практической проверки работоспособности выбранных инструментов и аналитики. Что нужно доработать?

Вторая сборка базовой программы

Этап внедрения улучшений, согласования новой версии с заказчиком, проверки работоспособности новой версии. Насколько нужными и эффективными были доработки?

Третья сборка базовой программы

Этап готового продукта. Нужны ли еще улучшения? Все ли элементы программы детально проработаны?

Первая сборка расширенной программы

Этап масштабирования проекта по алгоритму первого этажа сборки. Итеративное тестирование прототипа, постоянная сверка с заказчиком, актуализация установок и проверка работоспособности.

Важно помнить, что подход SAM предполагает высокую скорость работы и принятия решений, постоянную включенность заказчика и готовность к неидеальным результатам.
ASSURE
Модель ASSURE последовательно описывает комплексный процесс разработки учебной программы. Данный алгоритм подойдёт для разработки корпоративных курсов, но считается менее гибкой, чем ADDIE.

ASSURE — аббревиатура, которая расшифровывается следующим образом.

(А) Analyze learners — анализ аудитории
(S) State standards & objectives — формулирование стандартов и целей обучения
(S) Select strategies, technology, media & materials — выбор стратегии обучения, технологии, медиа и материалов
(U) Utilize technology, media & materials — использование технологий, медиа и материалов
® Require learner participation — требования к участию
(E) Evaluate & revise — оценка

Analyze learners — этап аналитики

Чему учащиеся хотели бы научиться?
Как именно им было бы комфортно / интересно обучаться?

State standards & objectives — этап целеполагания

  • Какая образовательная цель у программы?
  • Какой портрет портрет выпускника?
  • Есть ли особые ценности у программы? Например, инклюзия.

Select strategies, technology, media & materials — этап проектирования.

  • Какую методологию обучения будем использовать?
  • Какую среду (офлайн / онлайн / смешанное) обучения будем использовать?
  • Какие форматы будут эффективны?
  • Что будет входить в пакет методических материалов?
  • Какое техническое обеспечение необходимо?

Utilize technology, media & materials — этап воплощения

На этом этапе создаём все необходимые материалы и выстраиваем пространства, проводим тестовый прогон. Затем полностью реализуем программу, которую задумали.

Require learner participation — этап вовлечения

  • Все ли необходимые инструменты мотивации задействованы?
  • Обеспечено ли взаимодействие между людьми?
  • Является ли процесс выполнения заданий удобным для студентов?
  • На этом этапе важна полнота обратной связи от студентов.

Evaluate & revise — этап рефлексии

Собираем обратную связь по программе от выпускников и преподавателей.
Каким будет план улучшения программы обучения?
Как сделать процесс проектирования программы более эффективным?
Какой алгоритм выбрать для своего курса
Выбор подходящего алгоритма будет зависеть от 3 факторов: цели обучения, формата курса, количества времени и ресурсов, которые вы готовы потратить на разработку программы.
Готовы двигаться дальше? В следующей статье разберем ещё одну важную тему.
Экспертного контента накопилось на целый курс, но не знаете, как это все упаковать и превратить в полноценный образовательный продукт? Обратитесь к экспертам Grammarcase